В начале апреля в Санкт-Петербурге в рамках Международной специализированной выставки «ЖКХ России» состоялось Всероссийское совещание по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере ЖКХ. Организованное Консорциумом ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ при поддержке правительства Санкт-Петербурга, Всероссийское совещание – это новое отраслевое мероприятие 2017 года, которое оргкомитет планирует проводить ежегодно на традиционной основе.
Правительство РФ регулярно и с повышенным вниманием контролирует вопросы конкретных результатов по реализации проектов энергоэффективности, в том числе в сфере ЖКХ. Повестка Совещания касалась реализации ФЗ-№261, сегодняшнего положения дел по вопросам энергосбережения в ЖКХ в контексте целевых установок Стратегии развития отрасли ЖКХ до 2020 года, а также плана мероприятий по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений в рамках «Дорожной карты», выпущенной в прошлом году.
Участники Совещания, среди которых были представители более 50 региональных органов власти субъектов РФ, отвечающие за вопросы повышения энергосбережения в ЖКХ, в ходе его работы рассматривали механизмы финансирования проектов энергосбережения,а также способы стимулирования и мотивации регионов страны к проведению энергосберегающих мероприятий. Отдельное внимание было уделено взаимодействию федеральных, региональных, муниципальных властей, РСО, ТСЖ, УК, производителей оборудования и отраслевых экспертов для успешной реализации государственной политики в сфере энергосбережения.
Также участники Совещания отметили актуальность и целесообразность объединения двух процессов – капитального ремонта и энергосбережения. Большой интерес во время обсуждения вызвал вопрос привлечения частных инвестиций в проекты, связанные с повышением энергетической эффективности в ЖКХ, в рамках которых рассматривались существующие сегодня ограничения и способы их преодоления на примерах конкретныхуспешно реализованных проектов.
В ходе пленарного заседания вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко сообщил, что по результатам 2016 года Петербург занял лидирующие позиции в рейтинге регионов по развитию энергоэффективности. Он подчеркнул, чтоодной из ключевых задач, обозначенных в ФЗ-№261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», является оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. «В Петербурге данный показатель составляет 99,8%. В 2017 году в Санкт-Петербурге планируется активное внедрение в жилфонд новых устройств, которые позволят автоматически регулировать параметры теплоносителя. Сегодня это наиболее эффективные меры по сокращению затрат на теплоснабжение», – добавил вице-губернатор.
Генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин отметил, что за последние несколько лет при участии Фонда было построено 140 энергоэффективных домов, которые соответствуют самым современным стандартам на всех этапах строительства – от проектирования до эксплуатации. Кроме того, при непосредственном участии и поддержки Фонда разработано новое мобильное приложение, которое позволяет любому гражданину получить информацию как об управлении многоквартирным домом, в котором он проживает, так и о реализации программ, включенных в этот дом, в частности, когда будет проводиться капитальный ремонт, какие финансовые средства на него выделены и многое другое.
Взявший слово на пленарном заседании заместитель председателя комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Дмитрий Долгов привел некоторые цифры, которые говорят о росте финансирования инвестиционных программ в прошлом году по сравнению с 2015-м годом. «Финансирование инвестпрограмм и мероприятий по реализации потенциала энергосбережения увеличилось с 2015 года на 16% – в 2016 году объем финансирования составил 4,7 млрд рублей, из которых 2,5 млрд рублей приходятся на мероприятия в сфере теплоэнергетики». Подобная статистика не может не радовать на фоне откровенно надоевших разговоров о кризисе в экономике страны.
Запоминающимся также стало выступление Андрея Гаврилова, председателя комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, в котором он привел пример города Тихвин, где на протяжении нескольких лет постоянно стоял вопрос о том, что в зимний период город «замерзнет», потому что построенная в 60-е годы котельная не справлялась с задачей теплоснабжения даже в мягкие зимы. В Тихвине при участии «Газпрома» в короткие сроки построена самая большая в области котельная на 232 МВт. «Но, понимая необходимость параллельных мероприятий на теплосетях и объектах потребления – многоквартирных домах, еще до строительства котельной мы начали установку автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов. Сегодня в жилом фонде функционирует уже 305 АИТП и еще 40 – в социальных учреждениях», – отметил комплексный подход в реализации этого проекта Андрей Гаврилов.
Всегда интересно подмечать некие здоровые предпринимательские инициативы частного бизнеса, когда компания ориентируется на социальную справедливость и учитывает в своей деятельности реальные интересы экономии бюджетных средств как, в том числе, и результата своего коммерческого проекта. Энергосервис – это тот самый пример, когда субъект получает улучшение материально-технической базы без увеличения нагрузки на бюджет, а коммерсанты зарабатывают деньги. Важнейшее значениев таких проектах отводится коммуникациям между государством и бизнесом. Другими словами, чтобы стороны понимали друг друга, а информация о возможных проектах была и доступной, и достоверной.
Во многих регионах РФ есть центры энергосбережения, и в каждом субъекте работа такого центра наполняется своим смыслом и содержанием повседневной рутины, исходя из специфики конкретного региона. Данные центры в свое время задумывались как связующее звено, как способ коммуникаций между бизнесом и государством в вопросах реализации проектов энергосбережения и энергосервиса. Именно от эффективности работы данных центров зависит эффективность проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности в регионе. В ходе Совещания с докладами выступили представители региональных центров из Челябинска и Великого Новгорода.
Одним из лучших в стране считается центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области. О результатах его деятельности и принципах работы рассказал его директор, Павел Дудкевич, который заявил: «У нас в Ленобласти с энергосервисом все нормально. Хочу подчеркнуть, что в высокой статистике Ленинградской области мыпоказываем только те энергосервисные контракты, которые идут без подмены понятий и соответствуют постановлению № 636, федеральному закону № 261, федеральному закону № 44. Соответственно все другие типы энергосервисов с использованием факторинга и прочих инструментов, по моему личному мнению, имеют огромный потенциал к применению, но требуют доработки в части соответствия действующей нормативно-правовой базы.Все энергосервисные контракты, которые заключены сегодня на территории Ленинградской области, являются такими в чистом виде».
В программу работы первого дня Совещания также вошло два круглых стола, где от общего участники перешли к практическому: разбору кейсов реализованных проектов. Тематика выступлений докладчиков и участников была уже более будничной. Особый интерес и активность появились тогда, когда речь зашла о тарифах – больнаямозоль всех заинтересованных сторон. Тут ресурсоснабжающие организации и производители приборов, с одной стороны, и власть с представителями УК и ТСЖ, с другой. У всех свой взгляд на проблему, наличие которой, стоит отметить, никто не отрицает.
Одним из модераторов круглых столов выступила генеральный директор Ассоциации энергосервисных компаний «РАЭСКО» Ирина Булгакова, которая представила всем собравшимся предложение банка «Российский капитал» по кредитованию. Это предложение вызвало понятную заинтересованность у собравшихся, с одной стороны, а с другой стороны, вопросы. Бытует мнение, что в рамках существующей системы тарифного регулирования предприятия отрасли «планово убыточные». Какой банк тебе, «планово убыточному», даст кредит? Как работать в такой логике, когда «денег вперед» тебе не дают, опасаясь, что ты их не освоишь, а «потом не дают», если не покажешь убытков?
Если резюмировать полемику по тарифам и всему, что с этим связано, можно сказать, что стороны Совещания пришли к консенсусу, ответив, что вопрос «какой тариф для населения является экономически обоснованным» – риторический. Социальная составляющая тарифообразования – величина политическая и постоянная. И от этого никуда не уйдешь, даже когда оперируешь цифрами полученной экономии, когда говоришь о реализованном проекте. Так, опыт, которым поделился директор «Сибирской теплоэнергетической компании» Алексей Афанасьев в рамках круглого стола «Инициация, финансирование и реализация проектов энергосбережения в ЖКХ», помог прояснить ситуацию для всех собравшихся. Алексей Афанасьев рассказал о результатах реализации энергосберегающих проектов в коммунальной энергетике Иркутской области в рамках концессии и энергосервисных контрактов. Тариф для населения в разных поселениях Иркутской области колеблется от 700 до 1300 рублей. Это, так называемое, политическое решение. И есть экономически обоснованный тариф, который базируется в своих расчетах, прежде всего, на себестоимости работы котельной, а также прибыли, которую обслуживающее предприятие должно закладывать как финансовый результат своей деятельности. Это около 2200 рублей плюс НДС для котельной средней мощности и 1800 рублей плюс НДС для котельной большей мощности. Эти цифры, конечно, у жителей энтузиазма, мягко говоря, не вызывают. Говоря о расчетах с учетом возврата инвестиций при реализации проекта, у сибиряков получилась следующая арифметика. Они перевели мазутную котельную, у которой сегодня тариф порядка 4800-5000 рублей на щепу, установив новое оборудование, тем самым сразу снизив названные суммы на 20%, еще ничего не получив в качестве возврата инвестиций. «Получается, что реализуя подобный проект, вы делаете тариф 4000-4300 рублей, а дальше каждый год вместо инфляционного повышения на 200-300 рублей, идет снижение, которое постепенно приводит к цене тарифа 3000-3300 рублей. Казалось бы, такая красивая схема, а опыты внедрения, как говорят в строительстве, – точеные и до сих пор пилотные, хотя за окном 2017 год, а ФЗ-№261 приняли в конце ноября 2009 года», – рассказывает Алексей Афанасьев.
Несмотря на то, что за прошедшие годы с момента вступления в силу ФЗ-№261 в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в России проделана большая работа, в регионах ряд вопросов остается нерешенным. Экспертное сообщество выразило уверенность, что Всероссийское совещание по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ЖКХ, посвященное основным направлениям коммунальной энергетики, станет новой волной здорового энтузиазма в отрасли и поможет найти способы стимулирования и увеличения мотивации у регионов к проведению энергосберегающих мероприятий.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко:
Можно с уверенностью говорить, что на сегодняшний день в Петербурге создана система управления энергосбережением. При этом вопросы энергоэффективности одинаково важны как для поставщиков энергоресурсов, так и для их потребителей. Поэтому работа Всероссийского совещания по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ЖКХ организована таким образом, чтобы участники смогли обменяться опытом, обсудить наиболее сложные и проблемные вопросы нашей отрасли, а также предложить новые формы и методы применения успешных практик.
Председатель организационного комитета Совещания, Генеральный директор консорциума ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ Павел Никитин:
Последние годы мы отмечаем значительно выросший интерес и желание заниматься энергосбережением у всех участников этого направления: от жильцов и управляющих компаний до ресурсоснабжающих организаций и органов власти. Правительство страны, утвердив Стратегию развития ЖКХ до 2020 года и план мероприятий по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, подтвердило значимость этой работы и готовность ее поддерживать.
По итогам Совещания, на котором были представлены самые активные представители отрасли со всей страны, мы получили большое количество положительных отзывов, поэтому на будущий год планируем выйти на новый уровень – с привлечением экспертов из других стран, еще большим фокусированием внимания на финансировании проектов и продвижении идей энергосбережения в России. Уверен, что Всероссийское совещание по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ЖКХ будет действенным и результативным для активизации практической реализации энергосберегающих программ по России.
Директор ГКУ «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области» Павел Дудкевич:
Всероссийское совещание по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ЖКХ очень интересное событие, поскольку профильных выставок, круглых столов и конференций много, а мероприятий, на которых представлено большое количество субъектов Российской Федерации и высокий представительский уровень – таких очень мало. У многих участников есть и положительный опыт, и свои проблемные вопросы, которые необходимо решать, поэтому данное Совещание также очень интересно с точки зрения обмена и передачи практического опыта между регионами и является уникальной площадкой для обсуждения проблем не только глобального уровня, но и точечных, поскольку у каждого субъекта своя специфика.