В настоящее время промышленность Российской Федерации, в том числе топливно-энергетический комплекс, куда входит и приборный учет энергоресурсов, находится на стадии внедрения передовых отечественных разработок, с помощью которых в короткие сроки необходимо реализовать актуальные практические задачи для бизнеса и государства, в том числе:
·развития программ импортозамещения, в т.ч. и на основе создания нового поколения техники;
·борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией;
·повышения прозрачности госзакупок на основе стандартизации предметов закупок и создания эффективной системы мониторинга текущих ценовых показателей продукции;
·формирования единой нормативно-справочной информации о продукции и ее технических характеристиках для целей бизнес-процессов компаний и государственных информационных систем;
·формирование единого государственного информационного фонда нормативно-технической документации отечественных производителей продукции;
·создание отраслевых справочников наилучших доступных технологий и продукции.
В большинстве компаний существует объективная необходимость стандартизации и унификации описания различных групп продукции, повышения уровня и качества информационного обеспечения всей цепочки бизнес-процессов, начиная со стадии формирования проектной документации, комплектации объектов, монтажа, обслуживания, ремонта и утилизации. Нов отсутствии государственных систем регулирования компании вынуждены создавать в корпоративных контурах управления отраслевые системы стандартизации и сертификации продукции.
Информационная модель данных о продукции, представленная в открытом доступе на сайтах, в каталогах производителей/поставщиков, не позволяет достоверно описать группы однородной продукции.
Анализ представления информации на сайтах и в каталогах производителей/поставщиков продукции, выявил следующие основные проблемы:
·отсутствие единообразия в форматах описания однородной продукции различными производителями;
·отсутствие унификации в представлении (составе, перечне, обозначениях, единицах измерения и др.) технических характеристик продукции;
·невозможность автоматизированного поиска продукции, в том числе, поиска аналогов по заданным параметрам;
·недостаточность сведений, необходимых для формирования карточки полных технических характеристик продукции;
·отсутствие возможности интегрально оценить конкурентные преимущества и наилучшие технические характеристики продукции;
·отсутствие регламентов и юридической ответственности за актуализацию данных о продукции;
·отсутствие (для ряда производителей) прямой ссылки на нормативный документ, и др.
В условиях отсутствия общих государственных стандартов на продукцию, компаний вынуждены разрабатывать и использовать на практике собственные (корпоративные) методики построения информационных моделей данных о продукции, материалах, оборудовании. Сложившаяся ситуация привела к формированию разнородной информационной среды, что имеет различные отрицательные последствия для участников рынка.
В настоящее время существует объективная необходимость создания Единой нормативно-справочной базы, которая позволит всем участникам рынка с высокой степенью достоверности консолидировать и анализировать информацию для обеспечения высокого уровня управления проектами, производством и реализацией продукции. Причем Единая база должна нести информацию не только о продукции, но и об услугах, а также о предприятиях – производителях продукции (услуг).
Не секрет, что подобные попытки уже предпринимались (пример – Государственная информационная система Российского Энергетического агентства, ГИС ЖКХ) и продолжают предприниматься (ГИС промышленности). В конце концов Единая нормативно-справочная база обязательно будет создана, в том или ином виде, в той или иной юридической принадлежности.
Но есть один, и немаловажный, вопрос: кто будет гарантировать достоверность предоставляемой в Единую базу информации, кто будет заниматься ее качественной актуализацией и кто будет нести ответственность за данные процедуры. И этот вопрос был поднят Министерством промышленности и торговли при реализации проекта ГИС промышленности.
Фондом развития промышленности было предложено, на мой взгляд, довольно разумное решение: так как в большинстве отраслей промышленности созданы профессиональные сообщества (Ассоциации, некоммерческие партнерства и т.д.), которые регламентировали деятельность внутри своих отраслей, разработав внутренние стандарты и правила, и контролируют эту деятельность, то и информационным контролем для Единой базы должны заниматься именно они.
В качестве инструментов контроля внутриотраслевой деятельности сообщества используют саморегулирование (контроль производственной деятельности отраслевых предприятий) и добровольную сертификацию производимой продукции и выполняемых работ (услуг). Особо отмечу, что если саморегулирование происходит внутри сообщества, то добровольную сертификацию проводят сторонние юридические лица, имеющие государственную аккредитацию.
Именно эти инструменты, а также ответственность и профессионализм отраслевых сообществ позволят решить вопрос о достоверности предоставляемой в Единую базу информации, о ее актуализации и об ответственности за эти процедуры.
Ассоциация Отечественных производителей приборов учета «Метрология энергосбережения» зарегистрирована в Росреестре Минэкономразвития как саморегулируемая организация и зарегистрировала в Росстандарте систему добровольной сертификации «СертМЭ» в области приборного учета тепловой энергии.
На совещании В Фонде развития промышленности Ассоциация «Метрология энергосбережения» выразила готовность взять на себя ответственность за верификацию и актуализацию информации в сфере приборного учета тепловой энергии, предоставляемой в Государственную информационную систему промышленности.
Сведения об авторе:
Гришин Герман Владиславович
К.т.н., Президент СРО Ассоциации ОППУ «Метрология Энергосбережения»
190020, г.Санкт-Петербург, наб.Обводного канала, д.150, корп.335
(812) 329-89-35