(812) 329-89-35

Федеральный закон об обеспечении единства измерений. Редакция третья.

Вносится

Правительством

Российской Федерации

                                                                                                                   Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обеспечении единства измерений

Изменения и дополнения в 3-й редакции по сравнению со 2-й.

Вставки из 2-й редакции.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

защита прав и законных интересов граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

обеспечение потребности государства и общества в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечения обороны, безопасности государства, в том числе экономической;

содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-технического прогресса.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении измерений, установлении и исполнении требований к единицам величин, эталонам единиц величин, средствам измерений, стандартным образцам, методикам и методам измерений, к количеству фасованного товара в упаковках, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации.

3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения,  проводимые при:

осуществлении деятельности в области здравоохранения;

осуществлении ветеринарной деятельности;

проведении работ по мониторингу окружающей среды и предоставлении информации о состоянии окружающей среды;

осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

выполнении работ по обеспечению безопасности труда;

выполнении работ по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

осуществлении торговли и товарообменных операций;

выполнении государственных учетных операций;

оказании услуг почтовой связи и учете объемов оказанных услуг электросвязи операторами связи;

осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

осуществлении геодезической и картографической деятельности;

осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;

проведении банковских, налоговых и таможенных операций;

выполнении работ по оценке соответствия обязательным требованиям;

регистрации национальных и международных спортивных рекордов;

проведении измерений по поручению органов суда, прокуратуры, государственных органов исполнительной власти, а также при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

4. К сфере государственного регулирования относятся также измерения, проводимые при осуществлении иных видов деятельности, если законодательством Российской Федерации в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и безопасности государства, защиты имущественных интересов государства, юридических и физических лиц установлены границы погрешности данных измерений или границы погрешности применяемых средств измерений и стандартных образцов.

5. Обязательные требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений и деятельности по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Обязательные требования к измерениям и средствам измерений могут также устанавливаться иным законодательством Российской Федерации.

6. Порядок обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

аттестация методов и (или) методик измерений - исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений установленным обязательным метрологическим требованиям к измерениям;

ввод в эксплуатацию - событие, фиксирующее начало использования средства измерения пользователем по назначению;

государственный метрологический надзор- контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая федеральным органом исполнительной власти и заключающаяся в систематическом наблюдении и проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации метрологических требований, а также принятии установленных законодательством Российской Федерации мер в отношении правонарушителей за нарушения, выявленные во время надзорных действий;

государственный первичный эталон единицы величины - государственный эталон, обеспечивающий воспроизведение единицы величины с наивысшей в стране точностью, ее хранение и передачу размера единицы величины, утверждаемый в установленном порядке и применяемый в качестве исходного на территории Российской Федерации;

государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, находящийся в федеральной собственности;

единица величины - конкретная величина, определенная и принятая по соглашению, с которой сравниваются другие величины того же рода;

единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению единицах величин и прослеживаемы, а погрешности измерений не выходят за установленные границы;

знак поверки - оттиск поверительного клейма, либо наклейка, либо маркировка, наносимые на средство измерений, дополнительные устройства и (или) техническую документацию, выполненные способом, позволяющим сохранять и считывать информацию в течение межповерочного интервала;

испытания средств измерений или стандартных образцов в целях утверждения типа - научно-технические работы по определению метрологических и технических характеристик средств измерений или стандартных образцов;

калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений;

метод измерений - логическая последовательность операций, описанная в общем виде, используемая при выполнении измерений;

методика измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленной погрешностью;

метрологический контроль

метрологическая служба - структурное подразделение в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти и его территориальных органах, организации, находящиеся в ведении федерального органа  исполнительной власти, структурное подразделение юридического лица или объединения юридических лиц, их должностные лица, выполняющие определенные работы и (или) оказывающие услуги в области обеспечения единства измерений;

метрологические требования - требования к характеристикам (параметрам) измерений, средств измерений, стандартных образцов, влияющим на результат и погрешность измерений, атакже к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены;

метрологическая экспертиза - анализ и оценка правильности  установления и соблюдения метрологических требований применительно к объекту, подвергаемому экспертизе;

прослеживаемость результата измерений - свойство результата измерения, заключающееся в возможности установления его связи с государственным первичным эталоном единицы величины;

прямое измерение - измерение, при котором значение величины определяется непосредственно по показаниям применяемого средства измерений;

поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения соответствия средств измерений установленным метрологическим требованиям;

размещение на рынке -  момент, когда средство измерений впервые после выпуска из производства либо при ввозе на территорию Российской Федерации становится доступным для потребителя на территории Российской Федерации за плату или без нее;

сличение эталонов -совокупность операций, устанавливающих соотношение между значениями величин, воспроизводимых эталонами одного уровня точности и в одинаковых условиях;

средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений; имеющее нормированные метрологические характеристики

стандартный образец - образец вещества (материала) с установленными по результатам испытаний количественными значениями одной или более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала);

технические системы и устройства с измерительными функциями - технические системы и устройства, имеющие один или несколько измерительных каналов (испытательное оборудование, игровые автоматы, диагностическое оборудование и прочие);

технические требования - требования, которые определяют общие конструкторские характеристики средств измерений (без ограничения технического развития) в целях: сохраняемости метрологических свойств в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности, простоты и недвусмысленности результата измерений, предотвращения несанкционированного вмешательства;

тип средств измерений - совокупность средств измерения,  предназначенных для измерений одних и тех же величин, выраженных в одних и тех же единицах величин, основанных на одном и том же принципе действия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной и той же технической документации;

        утверждение типа средств измерений или стандартных образцов - решение уполномоченного на это федерального органа исполнительной власти о признании соответствия типа средств измерений или стандартных образцов установленным метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний;

фасованные товары в упаковках -  товары, которые упаковываются и запечатываются в отсутствие покупателя, при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформирования, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, определяющие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке;

эталон единицы величины - техническое средство, предназначенное для воспроизведения и (или) хранения единицы величины и передачи ее размера.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

1. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.

ГЛАВА II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗМЕРЕНИЯМ,    ЕДИНИЦАМ ВЕЛИЧИН, СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 5. Требования к измерениям

         1. При выполнении измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений должны соблюдаться установленные обязательные требования к измерениям, в том числе установленные границы погрешности измерений, а результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

2. Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по методам и (или) методикам измерений, соответствующим установленным требованиям к измерениям.

Методы и (или) методики, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методов и (или) методик измерений установленным требованиям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений.

В остальных случаях подтверждение соответствия методов и (или) методик измерений установленным требованиям осуществляется путем их аттестации. Сведения об аттестованных методах и (или) методиках измерений вносятся в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.

В остальных случаях аттестованные методы и методики выполнения измерений оформляются как самостоятельный документ в виде стандартов или рекомендаций по метрологии и вносятся в Государственный единый метрологический реестр.

3. Аттестацию методов и (или) методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные  в установленном порядке в системе аккредитации в области метрологии.

Аттестация методов и методик выполнения измерений удостоверяется выпиской изГосударственного единого метрологического реестра, выданной в установленном порядке.

Ведение Государственного единого метрологического реестра и предоставление сведений, содержащихся в этом реестре, в том числе в виде выписки, организует Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

4. Порядок аттестации методов и (или) методик измерений, а также порядок ведения Государственного единого метрологического реестра и предоставление сведений, содержащихся в этом реестре устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, формирует перечень измерений, по которым законодательством Российской Федерации установлены границы погрешности измерений или границы погрешности применяемых средств измерений и стандартных образцов, и вносит их в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений. Государственный единый метрологический реестр

Статья 6. Единицы величин

1.     В Российской Федерации  применяются единицы величин Международной системы единиц, рекомендованные Международной организацией по законодательной метрологии и принятые Генеральной конференцией по мерам и весам.

Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин.

Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, предусмотренных договором (контрактом), заключенным с заказчиком.

Статья 7. Эталоны единиц величин

1. Размеры единицы величин передаются средствам измерений, техническим системам и устройствам с измерительными функциями с помощью эталонов единиц величин.

1. Единицы величин, применяемые в Российской Федерации, воспроизводятся, хранятся и передаются средствам измерений с помощью эталонов единиц величин

2. Государственные эталоны единиц величин образуют эталонную базу Российской Федерации.

Государственные первичные эталоны единиц величин не подлежат приватизации.

3. Государственные  первичные эталоны единиц величин хранятся и применяются в Государственных научных метрологических институтах и государственных региональных центрах метрологии.  Сведения о государственных эталонах единиц величин вносятся в  Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений. Государственный единый метрологический реестр.

4. Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Государственные первичные эталоны единиц величин подлежат международным сличениям. Ответственность за своевременное представление государственного первичного эталона единицы величины на сличение несет организация, являющаяся хранителем данного государственного первичного эталона единицы величины.

5. Порядок утверждения, хранения и применения государственных эталонов единиц величин, а так же сличения государственных первичных эталонов единиц величин устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 8. Стандартные образцы

1. Стандартные образцы предназначены для воспроизведения, хранения и передачи характеристик состава или свойств веществ (материалов), выраженных в количественных значениях единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

1. Характеристики состава или свойств веществ (материалов), выраженные в количественных значениях единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации,  также воспроизводятся, хранятся и передаются с помощью стандартных образцов.

2. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений должны применяться стандартные образцы утвержденных типов.

3. Порядок утверждения типа стандартных образцов устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по  нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Статья 9. Средства измерений

1. В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего закона и обеспечивающие выполнение иных установленных обязательных требований к измерениям и средствам измерений.

На основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, допускается применение  средств измерений неутвержденных типов, прошедших поверку.

В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений.

При применении средств измерений должны соблюдаться установленные требования к условиям их эксплуатации.

2. Средства измерений и измерительная информация должны быть защищены от несанкционированного вмешательства, которое может привести к искажениям результатов измерений.

3. Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

                          Статья 10. Технические системы и устройства с измерительными

                                              функциями

1.Технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые в сфере государственного регулирования, должны соответствовать установленным обязательным требованиям.

         2. Измерительные каналы технических систем и устройств с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного доступа к узлам, воздействие на которые может привести к искажениям результатов измерений.

         3. Обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия установленным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

ГЛАВА III. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 11. Формы государственного регулирования   

         Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах:

утверждение типов средств измерений  и стандартных образцов;

поверка средств измерений;

метрологическая экспертиза;

государственный метрологический надзор;

аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Статья 12. Утверждение типа средств измерений и стандартных образцов

1. Средства измерений и стандартные образцы, применяемые в сферах государственного регулирования обеспечением единства измерений, подлежат обязательному утверждению типа.

При утверждении типа средств измерений устанавливаются границы погрешности измерений, интервал между поверками, а также методика поверки данного типа средств измерений.

         2. Решение об утверждении типа средств измерений и стандартных образцов принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основе положительных результатов испытаний.

Утверждение типа средств измерений и стандартных образцов удостоверяется свидетельством об утверждении типа, выдаваемым заявителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

В течение срока действия документа об утверждении типа средств измерений интервал между поверками может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

         3. На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, а также на сопроводительные документы к средствам измерений изготовителем и (или) его уполномоченным представителем наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

Конструкция средства измерений должна обеспечивать нанесение этого знака в месте, доступном для просмотра.

Знак утверждения типа стандартных образцов, а также знак утверждения типа средств измерений, конструктивные особенности которых не позволяют нанести знак непосредственно на средство измерения, наносятся на этикетку и (или) сопроводительные документы.

         4. Испытания в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов проводятся государственными научными метрологическими институтами.

Испытания в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов могут проводить иные организации, аккредитованные в установленном порядке в системе аккредитации в области метрологии.

         5. Информация об утвержденных типах средств измерений и стандартных образцов вносится в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений. Государственный единый метрологический реестр.

         6. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, выдачи документа об утверждении типа, установления и изменения срока действия утверждения типа и интервала между поверками, форму знака утверждения типа средств измерений и стандартных образцов устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

         Порядок утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, а также порядок проведения испытаний в целях утверждения типа устанавливается с учетом характера производства выпускаемой продукции (серийное или единичное производство).

7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, размещение на рынке и эксплуатацию средств измерений, а также стандартных образцов, не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке представлять их на утверждение типа.

Статья 13. Поверка средств измерений

1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, при размещении на рынке  или вводе в эксплуатацию, в том числе после ремонта,  подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие  средства измерений в обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

2. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверку которых осуществляют государственные региональные центры метрологии.

Поверку средств измерений, имеющих большое значение для обеспечения единства измерений в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечения обороны, безопасности государства, осуществляют государственные центры метрологии. Перечень таких типов средств измерений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поверку остальных средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке в системе аккредитации в области метрологии.

3. Изготовители средств измерений, применяющие систему управления качеством в области обеспечения единства измерений, сертифицированную органами по сертификации, аккредитованными в единой системе аккредитации в области метрологии, при размещении средства измерений на рынке вправе самостоятельно проводить первичную поверку средств измерений и предъявлять декларацию о соответствии средств измерений установленным требованиям.

3. Результаты поверки удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения этих знаков в месте, доступном для просмотра.

Если конструктивные особенности средства измерений не позволяет наносить знак поверки непосредственно на средство измерений, результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке.

4. Порядок проведения поверки средств измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

5. Сведения о результатах поверки вносятся в Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.

6. Сведения о результатах поверки должны вносятся в специализированную информационную базу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

6. Специалисты, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства  измерений.

8. За ненадлежащее выполнение работ по поверке средств измерений и несоблюдение требований к проведению этих работ ответственность несет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым  выполнялись поверочные работы.

7. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут на добровольной основе подвергаться поверке.

         Статья 14. Метрологическая экспертиза

1. Проекты нормативных правовых актов и технические регламенты Российской Федерации, которые содержат или должны содержать требования, обеспечивающие единство измерений, подлежат обязательной метрологической экспертизе.

2. Обязательная метрологическая экспертиза проводится государственными метрологическими институтами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства  измерений.

         3. В добровольном порядке может проводиться метрологическая экспертиза стандартов организаций, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов.

Статья 15. Государственный метрологический надзор

1. Государственный метрологический надзор осуществляется за:

соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений: к измерениям, единицам величин, средствам измерений, стандартным образцам, эталонам единиц величин при их размещении на рынке, продаже и эксплуатации, а также к условиям их эксплуатации;

         наличием и соблюдением аттестованных методов и (или) методик измерений;

         количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

         количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке, продаже и импорте.

         2. Государственный метрологический надзор распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

         измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;   

         выпуск средств измерений и стандартных образцов, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, из производства, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и эксплуатацию на территории Российской Федерации;

расфасовку и продажу товаров, в том числе импорт.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выпуск средств измерений и стандартных образцов, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, из производства, а также расфасовку товаров а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, уведомляют о своей деятельности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору в области обеспечения единства измерений. Порядок уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

3. Требования к количеству фасованного товара в упаковках при их расфасовке и продаже устанавливаются в технических регламентах.

В технических регламентах также могут содержаться требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, к правилам оценки соответствия количества фасованного товара в упаковке, упаковке, маркировке и правилам ее нанесения.

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный метрологический надзор

Государственный метрологический надзор проводят федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору в области обеспечения единства измерений, а также другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности. Отдельные мероприятия государственного метрологического надзора могут проводить федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности.

Порядок проведения государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти,  осуществляющих государственный метрологический надзор, а также распределение полномочий между ними устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Права и обязанности должностных лиц при проведении государственного метрологического надзора

1. Обязанность проведения проверок при осуществлении государственного метрологического надзора возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному метрологическому надзору, и их территориальных органов.

2. Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:

посещать объекты, независимо от форм собственности и подчиненности этих объектов, где проводятся измерения, выпускаются средства измерений из производства, продаются средства измерений и стандартные образцы, на которые распространяются обязательные требования;

получать документы и сведения, необходимые для проведения проверок, с соблюдением режима конфиденциальности, установленного законодательством Российской Федерации;

проверять соответствие используемых единиц величин единицам, допущенным к применению;

проверять состояние и применение эталонов единиц величин;

проверять состояние и условия эксплуатации средств измерений и стандартных образцов, их соответствие установленным обязательным требованиям по обеспечению единства измерений;

проверять наличие и соблюдение методов и (или) методик измерений;

проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

проверять соблюдение установленных обязательных требований к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке, продаже, в том числе и импорте, в целях проведения проверок отбирать образцы фасованных товаров;

проверять соблюдение установленного порядка уведомления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, о своей деятельности;

проверять соблюдение установленных обязательных требований к измерениям.

проверять систему управления качеством изготовителей средств измерений при декларировании ими соответствия средств измерений установленным требованиям.

3. При выявлении нарушений должностное лицо имеет право:

запрещать размещение на рынке и продажу  средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, неутвержденных типов или не соответствующих установленным обязательным требованиям; или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных средств измерений.

запрещать при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений,  применение средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих установленным обязательным требованиям, а также неповеренных средств измерений;

наносить на средства измерений знак непригодности и аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает недостоверные показания результатов измерений, либо просрочен интервал между поверками;

давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений требований по обеспечению единства измерений, выявленных в ходе проверки;

запрещать реализацию фасованных товаров в упаковках любого вида в случаях несоответствия количества товаров установленным требованиям до устранения выявленных нарушений;

вносить предложения об аннулировании действия аккредитации на право поверки средств измерений в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных обязанностей;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, а также назначать административные наказания  в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направлять материалы о нарушениях требований по обеспечению единства измерений в судебные и следственные органы.

ГЛАВA IV. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 18. Калибровкасредств измерений

1. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут на добровольной основе подвергаться калибровке при размещении их на рынке, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации.

Калибровка производится с использованием эталонов единиц величин, которым передано значение единицы величины от государственного эталона соответствующей единицы величины.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие калибровочные работы, в добровольном порядке могут быть аккредитованы в системе аккредитации в области метрологии.

2. Калибровка средств измерений производится юридическими лицами или индивидуальными предприятиями, аккредитованными в единой системе аккредитации в области метрологии.

3. Результаты калибровки, выполненные аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в  системе аккредитации в области метрологии, могут быть использованы при поверке средств измерений. а также при рассмотрении споров в судах, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления.

ГЛАВА V. АККРЕДИТАЦИЯ В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ

Статья 19. Аккредитация в области метрологии

1. Аккредитация в области метрологии осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги в области обеспечения единства измерений. в  области метрологии.

2. Аккредитация в области метрологии осуществляется на основе принципов:

 добровольности;

 независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

 единых правил аккредитации, их открытости и доступности;

 обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

 недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации и для определенного круга потребителей работ и услуг в области обеспечения единства измерений.

3. Положение о системе аккредитации в области метрологии, содержащее структуру системы, определение федерального органа исполнительной власти определение центрального органа по аккредитации, осуществляющего аккредитацию, правила аккредитации в системе и порядок ее функционирования, порядок оплаты привлекаемых экспертов по аккредитации, утверждает Правительство Российской Федерации.

                                                                    

ГЛАВА VI. ИНФОРМАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 20. Федеральный информационный фонд в области                    обеспечения единства измерений

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, национальные стандарты, рекомендательные документы и информационные базы данных по вопросам обеспечения единства измерений, международные документы, сведения о международных договорах Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методах и (или) методиках измерений, перечень измерений, по которым законодательством Российской Федерации установлены границы погрешностей измерений или границы погрешностей применяемых средств измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, информация об утвержденных типах средств измерений и стандартных образцов, сведения о результатах поверки образуют Федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.

Ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений и предоставление сведений, содержащихся в нем, организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

2. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в Федеральном информационном фонде в области обеспечения единства измерений, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

3. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений, а также порядок и условия предоставления сведений, содержащихся в нем, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

ГЛАВА VII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ       ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты и региональные центры метрологии, иные лица, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений

1. Деятельность по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:

         федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и государственному надзору в области обеспечения единства измерений;

         государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии, руководство и координацию деятельности которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

         Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных, физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

        метрологическими службами;

       юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в системе аккредитации в области метрологии.

2. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и государственному надзору в области обеспечения единства измерений осуществляет Правительство  Российской Федерации.

3. Государственные научные метрологические институты и государственные региональные центры метрологии действуют в соответствии с положениями о них.

4. Основными задачами государственных метрологических институтов являются:

прикладные научные исследования и разработки в области метрологии;

фундаментальные и прикладные научные исследования в области метрологии;

разработка, совершенствование, содержание и сличение государственных первичных эталонов единиц величин;

участие в разработке проектов нормативных документов по вопросам обеспечения единства измерений;

 проведение обязательной метрологической экспертизы нормативных правовых актов;

создание и ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений и предоставление  сведений, содержащихся в нем;

участие в международных работах в области метрологии;

проведение испытаний средств измерений и стандартных образцов в целях утверждения типа;

выполнение иных работ и оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

5. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:

 проведение поверки средств измерений, в том числе средств измерений, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации;

  выполнение иных работ и оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

6. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, по обеспечению потребности страны в эталонных сигналах времени и частоты и в информации о параметрах вращения Земли.

7. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе их применения, по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда.

8. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет  деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе их применения, по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда.

9. Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных образцов веществ и материалов и Государственная служба стандартных справочных данных действуют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Метрологические службы

1. Федеральные органы исполнительной власти и отдельные юридические лица создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

При выполнении работ и (или) оказании услуг в сфере государственного регулирования обеспечением единства измерений создание метрологических служб либо наличие лиц, ответственных за обеспечение единства измерений является обязательным.

2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Права и обязанности метрологических служб юридических лиц определяются в соответствии с положениями о метрологической службе, утверждаемыми руководителями юридических лиц.

ГЛАВА VIII.Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Статья 23.Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений

1. Юридические лица, их руководители, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие проведению мероприятий государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. Если в результате нарушений требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем причинен вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства и (или) ущерб имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо возникла угроза причинения такого вреда (ущерба), юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возместить причиненный вред (ущерб) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также принять меры к недопущению причинения вреда (ущерба).

3. Обязанность возместить вред (ущерб) не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

4. За ненадлежащее проведение поверки средств измерений и несоблюдение установленного порядка проведения поверки ответственность несет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым  проводилась поверка.

Статья 24. Ответственность федеральных органов исполнительной власти  и их должностных лиц

1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному метрологическому надзору, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, и подведомственные им организации, а также их должностные лица, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае противоправных действий (бездействия), признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, указанные органы в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

2. Вред (ущерб), причиненный юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Действия должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обжалование действий должностных лиц не приостанавливает реализацию их предписаний.

ГЛАВА IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ и  оплата услуг ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 25. Финансирование работ по обеспечению единства измерений за счет средств федерального бюджета

      За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на:

разработку, совершенствование, содержание государственных первичных эталонов единиц величин;

фундаментальные  исследования в области метрологии;

проведение работ, связанных с деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы стандартных справочных данных;

разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений;

проведение работ по государственному метрологическому надзору;

проведение сличений государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин зарубежных стран;

уплату взносов Российской Федерации в международные организации по метрологии;

создание и ведение Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений;

оплату проведения работ экспертов по аккредитации в области метрологии, привлекаемых на договорной основе для проведения работ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию.

проведение работ по аккредитации в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Статья 26. Оплата услуг по обеспечению единства измерений

1. Услуги по обязательной метрологической экспертизе и поверке средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверку которых осуществляют государственные региональные центры метрологии, оплачиваются по регулируемым органами государственной власти ценам, в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

2. Услуги по проведению испытаний с целью утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, аттестации методов и (или) методик измерений, поверки средств измерений, не вошедших в перечень, указанный в части 1 настоящей статьи, калибровка, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров.

1.Работы и услуги по обеспечению единства измерений,  оказываемые юридическим и физическим лицам государственными научными метрологическими институтами и государственными центрами  метрологии: испытания в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, поверка средств измерений, аттестация методов и методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и другие услуги - оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии  с условиями заключаемых договоров.

2. Порядок оплаты работ по проведению обязательной метрологической экспертизы и поверке средств измерений, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Переходные положения

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, кроме нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к законодательству о техническом регулировании, должны быть приняты в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, действуют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений», а также метрологические правила и нормы, установленные Госстандартом России в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. 

3. Документы, выданные в соответствии с метрологическими правилами и нормами, указанными в части 2 настоящей статьи, сохраняют силу до окончания срока их действия.

 Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г.           № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 811).

Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президент 

Российской Федерации                                               

28 ноября 2006