(812) 329-89-35

О внесении изменений в законодательную и нормативно-правовую базу РФ для реализации ФЗ261 «Об энергосбережении …»

О внесении изменений в законодательную и нормативно-правовую базу РФ для реализации ФЗ261 «Об энергосбережении …».

В.И.Поливанов, Г.В.Гришин, А.А.Минаков, Д.В.Бычков

В соответствии со сроками, оговоренными в ФЗ 261 «Об энергосбережении …» (далее Законе) оснащение приборами учета энергоресурсов должно вступить в завершающую фазу.

Не факт, что эти сроки перенесут, хотя всякое возможно.

У участников процессов энергосбережения, вообще, и установки приборов учета, в частности, накопились вопросы о возможности реализации данного закона, вообще, и в указанные в нем сроки, в частности.

Всем очевидно, что в настоящее время выполнение ФЗ 261 сильно отстает от планов и невозможно, в принципе, без существенного изменения законодательной и нормативной базы РФ выполнить этот закон.

НП «Российское теплоснабжение», заводы-изготовители приборов учета, НП ОППУ «Метрология Энергосбережения» анализируют необходимые изменения законодательной и нормативной базы РФ, обеспечивающие возможность финансирования процессов энергосбережения как за счет получаемой экономии, так и другими способами.

Энергоснабжающие и другие организации, входящие в НП «РТ», НП ОППУ «Метрология Энергосбережения» провели значительную работу по анализу существующей нормативной базы, возможности ее использования при реализации ФЗ 261 и необходимых для выполнения для выполнения закона изменений.

Ниже приводится (табл. 1) таблица с обобщениями предложений членов НП «РТ» и НП ОППУ «Метрология Энергосбережения».

Таблица 1.

Предложения организаций – Членов НП «Российское теплоснабжение» и НП ОППУ «Метрология Энергосбережения» для включения в программу государственной политики в сфере теплоэнергетики и изменению/дополнению действующего законодательства.

№№

Наименование нормативно правового акта

Суть предложения

Комментарий

1

ФЗ 261

Введение понятия оператора коммерческого учета энергоресурсов и услуги по организации учета энергетических ресурсов

Оператор коммерческого учета энергетических ресурсов (оператор коммерческого учета) – лицо, оказывающее потребителям и (или) поставщикам энергетических ресурсов услуги по организации коммерческого учета одного или нескольких энергетических ресурсов на основании договора оказания услуг по организации коммерческого учета энергетических ресурсов, заключаемого в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Услуги по организации учета энергетических ресурсов – действия по установке приборов учета и (или) их эксплуатации, в том числе снятию показаний приборов учета и передаче их заказчикам услуги, поверке, ремонту и замене приборов учета, осуществляемые оператором коммерческого учета на основания договора оказания услуг по организации коммерческого учета энергетических ресурсов

2

ФЗ 261

Определить порядок ввода приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию при условии уклонения одной из сторон от этого процесса. Определить сроки восстановления (ремонта, замены и т.п.) неработоспособных приборов учета энергоресурсов

В случае, если потребитель и (или) поставщик энергетических ресурсов уклоняется от ввода в эксплуатацию установленного прибора учета, ввод в эксплуатацию прибора учета может быть осуществлен одной из сторон и последующим уведомлением другой стороны о вводе в эксплуатацию прибора учета и осуществлении расчетов по данным приборов учета.

Утраченный, не подлежащий восстановлению, а также с истекшим сроком эксплуатации прибор учета должен быть заменен на работоспособный прибор учета в течение двух месяцев с даты обнаружения утраты, порчи или даты истечения срока эксплуатации прибора. Вышедший из строя и подлежащий ремонту прибор учета должен быть отремонтирован в течение одного месяца с даты обнаружения выхода его из строя. Обязанность по замене и ремонту прибора должна быть исполнена его собственником.

3

ФЗ 261

Перенос сроков установки приборов учета до 31.12.2015

В указанные в законе сроки приборы учета как в многоквартирных жилых домах, так и в учреждениях бюджетной сферы по понятным причинам установлены не будут

4

ФЗ 261

Закрепление предмета, условий и полномочий при осуществлении деятельности по оказанию энергосервисных услуг

Предметом энергосервисного договора может быть деятельность исполнителя по оказанию услуг по организации коммерческого учета энергетических ресурсов.

Деятельность по оказанию энергосервисных услуг не может совмещаться с деятельностью по производству или продаже коммунальных ресурсов, за исключением случая заключения энергосервисного договора между энергосервисной организацией и управляющей организацией в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 3.1. статьи 162 Жилищного Кодекса РФ.

В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства в объеме, определенном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.

5

Нормативно- правовые акты регулирующие ценообразование на энергоностители, нормативы, тарифы

Стимулирование установки уполномоченными лицами проборов учета и энергосберегающего оборудования. Тарифная и ценообразовательная политика

Установление стимулирующих (повышенных) нормативов потребления тепловой энергии в МКД при отсутствии общедомовых приборов учета.

Создание экономических обоснований резко повышающих мотивацию частных УК экономить все виды энергоресурсов потребляемых на общедомовые нужды многоквартирного жилого фонда, находящегося в управлении УК.

Переход на долгосрочное регулирование (период 15 лет – срок действия схем теплоснабжения) на базе двухставочных тарифов на тепловую энергию.

6

Постановление правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, иные нормативно- правовые акты

Создание четкой и прозрачной схемы расчета поставщиков с потребителями энергоресурсов, а также расчета с РСО за устанавливаемые приборы учета

Повышение надежности упрощение расчетов за коммунальные ресурсы.

Обеспечение управляемости МКД.

Обеспечение измерения ресурсов, поставляемых в МКД.

Необходимо приравнять установку приборов учета либо к коммунальной услуге, либо к услуге по содержанию и ремонту жилого, либо выделить ее отдельно. В противном случае установка узлов учета может остаться неоплаченной потребителем даже частично.

Обязанности по установке приборов учета возлагаются на РСО с последующим возмещением их затрат собственниками жилья в течение 5 лет равными долями.

При этом если «граждане» уклоняются от такой оплаты, то с них можно взыскать в принудительном порядке. А если жилье – муниципальная собственность? Для того чтобы собственник жилья – муниципалитет – мог оплатить затраты РСО на установку приборов учета, он их должен внести в бюджет на соответствующий период (на 5 лет).

Бюджетный кодекс этого не предусматривает

Необходима ликвидация перекрестного субсидирования. Тариф на тепловую энергию для потребителей-физлиц занижается за счет установления повышенного тарифа для потребителей-юрлиц. Тариф на тепловую энергию для потребителей-физлиц занижается за счет установления повышенного тарифа для потребителей-юрлиц

Введение процедуры ограничения подачи услуг отопления и ГВС в отношении должников – юридических лиц.

Исключение омертвления задолженности управляющих компаний и ТСЖ.

Разработка государственных гарантий и обеспечительных мер при расчетах с потребителями тепловой энергии.

Определение персональных данных потребителей услуг РСО при предъявлении к оплате отпущенных услуг и взыскании задолженности.

Совершенствование исполнительного производства в отношении должников за услуги РСО.

Установление механизма контроля задолженности перед РСО при оформлении и регистрации сделок с недвижимостью.

Установление адекватного последствия просрочки размеров пени.

Утверждение порядка досудебного рассмотрения разногласий.

Разработка норм, регулирующих взаимоотношения теплоснабжающих организаций с социально значимыми и стратегическими важными субъектами.

Введение запрета на передачу имущества должников, находящегося у них в хозяйственном ведении, в оперативном управлении и аренде до полного погашения дебиторской задолженности за тепловую энергию.

7

Региональные программы по энергосбережению и энергетической эффективности, инвестиционные программы организаций

Создание работающих программ по энергосбережению и установке приборов учета энергоресурсов в многоквартирных жилых домах

Разработка региональных программ модернизации потребления тепловой энергии.

Принятие программ на уровне субъектов РФ по оснащению МКД приборами учета тепловой энергии с выделением денежных средств.

Недопустимо наличие в инвестиционной программе мероприятий, не имеющих источников финансирования.

Необходимость возможности изменения программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем внесения изменений в производственные и/или инвестиционные программы организаций.

8

Земельный кодекс

Гражданский кодекс Градостроительный кодекс

Определение пользования и границ земельных участков. Определение оснований для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, сетей инженерно-технического обеспечения, прочих линейных объектов при подготовке документов и реализации схем территориального планирования

установление частного сервитута, либо публичного сервитута в частности при

строительстве, реконструкции, ремонте, обследовании коммунальных, инженерных, электрических, тепловых и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, изысканий для строительства, реконструкции, ремонта указанных сооружений, размещении обозначений охранных зон коммунальных, инженерных, электрических, тепловых и других линий и сетей.

Основаниями для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, сетей инженерно-технического обеспечения, прочих линейных объектов должны являться либо заявление лица имеющего намерение осуществить подключение/техническое присоединение своих объектов к указанным линиям, сетям, линейным объектам, либо утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы

9

Определение ответственности всех лиц - участников процесса энергосбережения

Определить ответственность уполномоченного органа за принятие решений, в результате которых объем финансовых потребностей организации оказывается недостаточным для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Признать и определить статус и особую роль единой теплоснабжающей организации (ЕТСО).

Создание эффективной системы мер ответственности за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) обязательств по оплате коммунальных ресурсов.

Внесение изменений в полномочия и обязательства органов внутренних дел (полиции) в части оказания содействия в отключении потребителей.

Создание на регулярной основе комиссий, осуществляющих контроль деятельности исполнителей коммунальных услуг.

Законодательно закрепить статус независимого органа за регулятивным органом.

Определить ответственность регулирующих органов за неисполнение или несвоевременное исполнение решений Правительства РФ.

Определить ответственность органов местного самоуправления за проведение работ по постановке на учет и регистрации объектов недвижимого имущества.

Законодательно определить ответственность недобросовестных исполнителей коммунальных услуг.

Адресно закрепить ответственность по оплате за коммунальные услуги.

Ужесточить процедуру оформления решений собраний жильцов исполнителями коммунальных услуг.

Главная идея Закона заключается в требовании определенного уровня положительного эффекта от использования энергетических ресурсов. С этой целью должны устанавливаться классы энергоэффективности на продукцию и определяться целевые показатели для региональных программ энергосбережения. Для действенного контроля энергоэффективности и принятия обоснованных управленческих решений нужны четкие показатели и критерии, нужны методики расчета этих показателей и методики их анализа, создание которых, кстати, и предусматривает Закон. Но уполномоченные органы, не спешат с выпуском всего этого инструментария. В результате большая часть разработанных и уже утвержденных в соответствии с новым Законом региональных программ энергосбережения содержит такое множество неустановленных целевых показателей, проверить которое просто невозможно. И эти программы с сомнительными показателями уже сейчас на много лет вперед закладывают виртуальный подход к повышению энергоэффективности. Но деньги будут расходоваться не виртуальные, а реальные, потому что в сложившейся ситуации качество программы несущественно, так как само наличие программы энергосбережения является необходимым условием выделения бюджетных средств. В итоге происходит профанация самой идеи повышения энергоэффективности, а целевые показатели становятся неким набором цифр, не имеющих ничего общего с реальностью.

Только внесение вышеуказанных изменений в кодексы, законы и иные нормативно-правовые акты и программы позволят сдвинуть с мертвой точки энергосберегающие и энергоэффективные проекты в России и тиражировать их в массовом порядке.


Поливанов Василий Иванович,

генеральный директор НП «Российское теплоснабжение»

e-mail:polivanov@nprt.su

Гришин Герман Владиславович,

президент НП «Метрология энергосбережения».

mailto:grishin@metrolog-es.ru

Минаков Аркадий Александрович,

к.т.н., генеральный директор ЗАО «ПромСервис»

Бычков Денис Валерьевич,

начальник отдела маркетинга ЗАО «ПромСервис»,

433502, г. Димитровград, ул. 50 лет Октября, дом 112.

Т/ф. (84235) 4-18-07, 4-58-32, 6-69-26.

promservis@promservis.ru, www.promservis.ru